Важнейшим определяющим фактором этажности и габаритов здания будущего торгового центра является тот факт, что по действующим нормативам на каждый торговый этаж требуется площадь приблизительно больше площади торгового этажа под парковку автомобилей посетителей и сотрудников центра. Это существенно ограничивает увеличение габаритов самого центра и его этажность на участке строительства. Чем больше по площади становится торговый этаж центра, тем больше площади требуется под парковочные места. Чем больше количество торговых этажей в здании торгово-развлекательного центра, тем больше требуется парковочных мест.
То есть, заполнить весь участок строительства зданием торгово-развлекательного центра не получится, да и запроектировать высотный торговый центр тоже сложно. Варианты размещения парковочных мест есть разные: наземная открытая парковка рядом с центром, наземная открытая парковка под зданием центра, подземная парковка в один или несколько этажей, многоэтажная открытая парковка в отдельно стоящем или примыкающем здании, парковочные места на эксплуатируемой кровле здания и пр. У каждого вида парковки свои достоинства и недостатки. Чем больше парковочных мест на наземной парковке – тем больше должно быть расстояние до жилых домов. На закрытой парковке размещается меньше парковочных мест, чем на открытой при той же площади. А для парковки на кровле здания требуется соорудить рампу. И принимать решение, какой именно будет вид парковки автомобилей в вашем торгово-развлекательном центре, на основе придется именно Вам. Но найти правильный баланс между торговой площадью и площадью парковочных мест и видом парковки Вам помогут проектировщики.
Вторым по важности фактором, определяющим форму и этажность здания будущего многофункционального торгового центра, являются виды досуга для посетителей, размещенные в здании центра. Для каждого вида досуга: крытый горнолыжный спуск, концертный зал, кинотеатр, спа-центр или фитнес-центр с бассейном и т.п., имеются свои требования к высоте, этажности, габаритам помещения, есть свои конструктивные и инженерные особенности, которые необходимо сразу учесть в проекте здания будущего торгово-развлекательного центра.
Также этажность, габариты, высота этажей зависит от размещения в многофункциональном центре особых арендаторов – якорных. К таким, как правило, относятся крупные торговые ритейлеры, для каждого из которых существуют свои разработанные внутри сети требования к помещениям. Поэтому так важно заранее знать или предполагать, какие именно ритейлеры будут в Вашем центре, чтобы запроектировать помещения с учетом их особых требований.
Горожане становятся требовательнее к разнообразию предоставляемых товаров и услуг. То, что раньше казалось чудом, на сегодняшний день становится обыденностью и морально устаревает, и как следствие перестает приносить прибыль. Важно проектировать новые многофункциональные центры с запасом, «на вырост», предугадывая в первую очередь спрос населения на разнообразие и качество предоставляемых услуг по досугу. Именно досуговые услуги больше всего влияют на конструктивную схему, инженерные сети и форму торгово-развлекательных центров. Если магазин одежды достаточно просто можно заменить на любой другой магазин промышленных товаров, то кинотеатр вряд ли получится заменить со временем на что-либо еще.
Желательно заказать маркетинговое исследование на предмет выявления среди населения предпочтений в виде досугового отдыха и желаемых якорных арендаторов в будущем торгово-развлекательном центре, данные которого послужат заданием на проектирование. Поскольку проектировщики – не маркетологи, и не экономисты и не смогут подсказать Вам, что именно лучше и выгоднее всего разместить в будущем торгово-развлекательном центре. Архитекторы помогут Вам разместить в здании будущего центра наиболее оптимальным и целесообразным образом все то, что Вы им выдадите в качестве задания на проектирование.